МАРТ 1917, НЕ ОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО

      В марте 1917 года Государь император Николай 2 отрекся от престола.  Причина предательство его подчиненных, заговор военных, предательство генерала Алексеева.     

   Генерал А.И. Деникин позднее так описал переживания Николая Александровича Романова после отречения:

     «Поздно ночью поезд уносил отрекшегося императора в Могилев. Мертвая тишина, опущенные шторы и тяжкие, тяж­кие думы. Никто никогда не узнает, какие чувства боролись в душе Николая II — отца, монарха и просто человека, когда в Могилеве, при свидании с Алексеевым, он, глядя на него уста­лыми, ласковыми глазами, как-то нерешительно сказал:

— Я передумал. Прошу вас послать эту телеграмму в Петроград.

На листке бумаги отчетливым почерком Государь писал собственноручно о своем согласии на вступление на пре­стол сына своего Алексея…

Алексеев унес телеграмму и… не послал…

     Телеграмму эту Алексеев, «чтобы не смущать умы», нико­му не показывал, держал в своем бумажнике и передал мне в конце мая, оставляя верховное командование. Этот интерес­ный для будущих биографов Николая II документ хранился затем в секретном пакете в генерал-квартирмейстерской ча­сти Ставки».

    Этот факт обратил на себя внимание многих исследовате­лей. Так, военный историк Е.И. Мартынов (1864—1932) од­ним из первых указывал, что «при существовавшей обста­новке вопрос о порядке престолонаследия не имел никакого практического значения, но все-таки характерно, что Алек­сеев позволил себе скрыть от Временного правительства та­кой документ, которому оно придавало особую важность.

     Объяснение, что телеграмма уже запоздала, не выдержи­вает критики: Государь передал ее Алексееву вечером 3 марта, а оба манифеста об отречении (Николая и Михаила) были  опубликованы только на следующий день, утром 4 марта».

     По нашему мнению, растерянность и смятение царя можно объяснить его ответственностью не только за буду­щее России, но и за судьбу сына Алексея. Имел ли он мо­ральное право решать за него?

     Вместе с тем отречение Николая II за себя и за своего сына Алексея в пользу брата Михаила Александровича было очевидным нарушением закона о престолонаследии, т.к. царь не имел права отрекаться за прямого наследника. Не­которые политические деятели усматривали в этом опреде­ленную самоцель: с одной стороны, в случае перемены си­туации объявить отречение недействительным, а с другой — осложнить обстановку, спутав карты лидерам оппозиции в Государственной думе. Во всяком случае, известно по днев­нику императора, что отказ Михаила Романова от трона был болезненно воспринят Николаем II.

     По возвращении бывшего императора на несколько дней в Ставку (Могилев), он разговаривает с супругой Алек­сандрой Федоровной по телефону. Затем 4 марта посылает ей телеграмму: «Спасибо, душка. Наконец, получил твою телеграмму этой ночью. Отчаянье проходит. Благослови вас всех Господь. Нежно люблю. Ники»т.

    В тот же день Александра Федоровна пишет ему большое теплое успокаивающее письмо, в котором имеются следую­щие строки: «Каким облегчением и радостью было услы­шать твой милый голос, только слышно было очень плохо, да и подслушивают теперь все разговоры! И твоя милая те­леграмма сегодня утром — я телеграфировала тебе вчера ве­чером около 9’/2 и сегодня утром до часу. Беби перегнулся через кровать и просит передать тебе поцелуй…». В письме царица упоминает любопытную деталь: «Революция в Гер­мании! В[ильгельм] убит, сын ранен. Во всем видно масон­ское движение». И последние строки письма: «Только се­годня утром мы узнали, что все передано Мише, и Беби те­перь в безопасности — какое облегчение!».

     Как мы отмечали, поздно вечером 3 (16) марта Нико­лай II вернулся в Могилев, куда на следующий день прибы­ли вдовствующая императрица Мария Федоровна и вели­кий князь Александр Михайлович из Киева. «Друг Сандро» позднее писал в своих воспоминаниях о свидании с Нико­лаем II в Ставке после его отречения:

    «Я должен был одеться, чтобы пойти к Марии Федоров­не и разбить сердце матери вестью об отречении сына. Мы заказали поезд в Ставку, так как тем временем получили из­вестие, что Ники было дано «разрешение» вернуться в Ставку, чтобы проститься со своим штабом.

      По приезде в Могилев поезд наш поставили на «импера­торском пути», откуда Государь обычно отправлялся в столи­цу. Через минуту к станции подъехал мотор Ники. Он мед­ленно прошел по платформе, поздоровался с двумя казаками конвоя, стоявшими у входа в вагон его матери, и вошел.

     Он был бледен, но ничто другое в его внешности не гово­рило, что он был автором этого ужасного манифеста. Он оставался наедине с матерью в течение двух часов. Вдов­ствующая императрица никогда мне потом не рассказыва­ла, о чем они говорили. Когда меня вызвали к ним, Мария Федоровна сидела и плакала навзрыд, он же неподвижно стоял, глядя себе под ноги и, конечно, курил.

Мы обнялись. Я не знал, что ему сказать. Его спокой­ствие свидетельствовало о том, что он твердо верил в пра­вильность принятого им решения, хотя и упрекал своего брата Михаила Александровича за то, что он своим отрече­нием оставил Россию без императора.

—  Миша не должен был этого делать, — наставительно за­кончил он. — Удивляюсь, кто дал ему такой странный совет.

     Это замечание, исходившее от человека, который только что отдал шестую часть вселенной горсточке недисципли­нированных солдат и бастующих рабочих, лишило меня да­ра речи. После неловкой паузы он стал объяснять причины своего решения. Главные из них были: 1) желание избежать в России гражданского междоусобия, 2) желание удержать армию в стороне от политики, чтобы она могла продолжать делать общее с союзниками дело, 3) вера в то, что Времен­ное правительство будет править Россией более успешно, чем он.

      Ни один из этих доводов не казался мне убедитель­ным…

Он показал мне пачку телеграмм, полученных от главно­командующих разными фронтами в ответ на его запрос. За исключением генерала Гурко, все они, и между ними гене­ралы Брусилов, Алексеев и Рузский, советовали Государю немедленно отречься от Престола. Он никогда не был высо­кого мнения об этих военачальниках и оставил без внима­ния их предательство. Но вот в глубине пакета он нашел еще одну телеграмму с советом немедленно отречься, и она была подписана великим князем Николаем Николаевичем.

—  Даже  он!  —  сказал  Ники,  и впервые  его голос дрогнул».

Смысл поражения православной монархии

Александр Шаргунов в своей известной книге « Царь», изданной к 400 летию Дома Романовых пишет :

«     После всего, что произошло, должны ли  мы заключить, что православная мона­рхия в целом потерпела поражение? Да, по отношению к идеалу христианской цивили­зации и культуры, которые православная мо­нархия хотела осуществить. Но будем спра­ведливы, это следует измерять только согласно человеческим меркам. Ибо все человеческие дела и среди них устроение жизни государства и общества на христианских началах в коне­чном счете с неизбежностью обречены на по­ражение. Никогда не существует совершен­ного успеха в рамках земной истории. В искушении осуществить христианский идеал здесь и сейчас, на земле и во временной исто­рии, всегда присутствует тень Вавилонской

башни. Как если бы судьба человечества могла завершиться на этой отпавшей от Бога земле, как если бы его история могла найти свою цель и свой смысл во временном. Всякий зем­ной град, и даже православная монархия, непрочное соединение Иерусалима и Вавилона… Одно дело создать теоретическую модель общества, где царствуют правда, порядок и мир, заповеданные творению, предназначенные для нашего зем­ного существования, — то, без чего не может обойтись наша временная жизнь. Ничто как православная монархия не может содейство­вать созданию и сохранению этих ценностей. Но после этого следует тотчас же добавить, что не сюда должен быть направлен наш ду­ховный взор, или, если угодно, идеальный за­мысел, обозначающий цель, к которой должна устремляться наша деятельность. Если бы такой замысел был действительно осуще­ствим, временная деятельность человека прямо соответствовала бы его возрастанию в вечном. Но вот то, что реально существует: мы имеем не только доброе естество, которое всю хотел даровать нам благой Творец, в истории и в жизни постоянно обнаруживает себя наше падшее естество, ослабленное и искаженное грехом.

        Только на краткие мгновения траектория человеческой деятельности стано­вится единой с идеальным путем, ведущим к Богу. Человек постоянно уступает своим страстям, и даже во граде справедливости по­коряется прежде всего воле власти. Мир, как правило, — торжество силы, а то, что имену­ется порядком, основано не на согласии и любви, и этот порядок — не более чем «упо­рядоченный беспорядок». В коллективной истории мы находим тот же горький опыт поражения, что и в лич­ной жизни в нравственном плане: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19). То что было в начале прекрасной мечтой, благородным пред­приятием, по мере того как теоретический его образ уточнялся, все более вызывало ра­зочарование; Все яснее обнаруживался разрыв между тем, чем люди хотели бы быть, и тем, чем они остаются и фактически ста­новятся. Наступает день, когда это расстоя­ние становится слишком большим, и перед нами разверзается бездна.  /

      Но всякое поражение во временной жизни, каким бы оно ни было, не должно приводить нас в отчаяние, как это бывает с не знающими Бога людьми, когда они видят, что все их возможности исчерпаны. Ибо наша надежда устремляется дальше и выше. Да, все земное приговорено к исчезновению, и зло возрастает. Но Бог никогда не обещал нам, что мы будем непременно успешными в земных делах. Вот почему православное бо­гословие — снова и снова будем повторять эту мысль — отвергает как иллюзию надежду ты­сячелетнего царства, царства праведников со Христом на этой подчинившейся злу и смерти земле и во временной истории. Ско­рее, мы должны ждать противоположного …